Мы в соц. сетях:
| | | | | |

 

|+7 (8734) 77-30-67
Версия для слабовидящих
...
...
...
...
...
...
...

ОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ ЛЮБОВЬ К СВОИМ КОРНЯМ

В рамках сохранения народных традиций в конце минувшего года коллектив студии театра и кино «Барт» проехал почти по всем школам Назрановского района со спектаклем «Даьй хоза наькъаш» («Нравы отцов»). После новогодних каникул спектакль увидят учащиеся доселе неохваченных школьных учреждений – это школа с.п. Сурхахи и СОШ №3 Кантышево.
Следует заметить, что из четырех школ Кантышево лишь одна основная общеобразовательная, построенная в конце 50-х годов прошлого века, не имеет ни актового, ни спортивного зала. И по этой причине актеры не имели возможности здесь выступить. А жаль! Поскольку в этой школе трудится замечательный педагогический коллектив, и обучаются смышленые, коммуникабельные дети. Вполне вероятно, что зрительская аудитория собралась бы интересная.
Спектакль «Нравы отцов» показывает, как молодые люди, испытывающие друг к другу симпатии, красиво и с достоинством, в окружении своих родственников, открывают друг другу свои чувства.
- Мы показываем подрастающему поколению, как этот процесс проходил у наших предков – красиво и нравственно, — говорит директор студии театра и кино «Барт» Муртаз Озиев. – Как в танцах, играх завязывались отношения, которые впоследствии становились основой для создания семьи. Наш герой ищет пути, как найти контакт с девушкой, которая ему по сердцу. Ведь скромность не позволяет ей с ним общаться. Но тут на помощь приходят родственники. Сзывают людей на массовые работы (белхи), которые, как правило, заканчивались танцами и общением. И наш молодой человек тут смог высказать свои чувства и встретил взаимность. Мы хотели, чтобы все это видела наша молодежь.
Сегодня молодые люди откровенно общаются между собой на любые темы. И когда им пытаешься объяснить, что наши предки жили вот так-то, им это неинтересно. Но нужно всколыхнуть их интерес. Нужно попытаться выступить против тлетворного влияния интернета и мобильной связи. Что и старается делать наш коллектив совместно с администрацией Назрановского района.
Проехав по школам района, мы заметили, что ученики младших и средних классов у нас замечательные. В отличие от старшеклассников, которые очень пассивно посещали наше представление, им интересен сам исторический момент, который они видят. Может, они некоторые вещи не понимают. И это вполне нормально. Возможно, нам и нужно с этого начинать. Сегодня они это увидели. А через год-два они обязательно придут снова и будут смотреть уже с пониманием.
- Вы побывали почти во всех школах района, где зритель более понравился?
- В гимназии Али-Юрта и средней школе №6 с.п. Барсуки. Должен заметить, чем отдаленнее села от райцентра, тем с большим интересом дети воспринимают спектакль, тем больше школы заинтересованы в том, чтобы к ним приезжали и проводили мероприятия.
- Каково общее впечатление?
- С детьми нужно работать, чтобы они получали знания, приобщались к ингушской культуре. Если ты не знаешь свою культуру, не будешь знать и культуру другого народа. Должна быть база. Чтобы воздвигнуть здание, необходимо сначала сделать фундамент. Наше общество упустило время закладки фундамента. И теперь мы стараемся залатать упущенное, кладя там и сям кирпичи. Но соорудить единое целое уже не получается. Наверное, должна быть государственная политика. Чтобы и Министерство культуры, и Министерство образования и все компетентные органы государственной власти разработали единую концепцию по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. И чтобы все это делалось осмысленно, эстетично. Ведь дети хорошо видят и чувствуют. Соответственно, подход должен быть качественный, с сознанием для кого и с какой целью это делается.
Хотелось бы обратить внимание еще на один момент. Мероприятия для детей нужно проводить на бесплатной основе.
- Признаться, шокирующее зрелище, когда малыши в стенах школы покупают билеты на спектакль.
- Существует практика, когда государство субсидирует организации, которые работают с детьми, компенсируя все расходы, связанные с выездом в школьные учреждения. Тогда и творческим коллективам приходится немного легче, и в процессе можно охватить большее число зрителей.
В 90-е годы, когда мы вот так выезжали, нас ждали, встречали, были рады нашему приезду. А сейчас позиция на местах такая: оставьте нас в покое, нам ничего не нужно, мы здесь так хорошо сидим. В этот раз мы сразу подключили Управление образования по Назрановскому району, которое оказало посильную помощь. До школ была доведена информация о том, что приедет творческий коллектив, которому надлежит оказать должный прием. И у нас все проходит нормально. Очень надеюсь, что в следующий раз будет еще лучше. Начало возрождению прямого общения творческого коллектива со школьными учреждениями положено. Мы слышим: «Привозите и другие спектакли. В следующий раз мы и родителей своих учеников пригласим».

 

Из высказывания заместителя директора по воспитательной части гимназии Али-Юрта Лейлы Нальгиевой: «Очень понравилась постановка. У меня создалось впечатление, что сама являюсь участницей происходящего. Очень важно сохранить наши традиции, обычаи, развивать свою культуру. Мы должны воспитывать в детях любовь к своим корням».
В спектакле звучит чисто ингушская речь без какой-либо примеси. Используемая на сцене домашняя утварь давным-давно ушла из нашего обихода. Одеяние матери главного героя Касрат в точности такое, что в наше время считается привнесенным и почему-то называют арабским.
Все эти детали Муртаз Озиев прокомментировал лаконично:
- Насчет речи и преподаватели говорят, что они слышат такой язык впервые. Что касается предметов быта, маслобойку (къулг) после долгих поисков нашли в одном частном дворе в с.п. Галашки или Мужичи, точно не помню. Хозяева нам ее подарили. Большой гребень для расчесывания овечьей шерсти (тха къаждеш йо ехк) сами смастерили у себя на студии. Кувшины купили в Хасав-Юрте. А по поводу одеяния – те, кто называют его арабским, пусть поднимут из семейного архива фотографии 18 и 19 веков. (Любопытно, что то же самое в интервью «Сердало» сказал и Аслан Осканов, который не признает для себя другой формы одежды, как ингушской национальной – М.К.).
- Актерское удовлетворение от работы на школьных подмостках получаете?
- Мы наблюдаем за подрастающим поколением в разных возрастных группах и делаем для себя выводы, чем их можно заинтересовать в следующий раз, какой положительный импульс следует послать в зрительный зал. До перехода в старшие классы, считаю, дети замечательные. А вот в старших классах уже заметны серьезные проблемы.

 

Мадина КОДЗОЕВА

ОБШЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА «СЕРДАЛО» № 4 (11138) ЧЕТВЕРГ, 16 ЯНВАРЯ
13:38
552
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Контакты
| Государственное бюджетное учреждение
Ингушский государственный  молодежный театр
 
ДИРЕКТОР: ОЗИЕВ МУРТАЗ ХАСАНОВИЧ
 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ЕВЛОЕВ АХМЕД СУЛТАНОВИЧ

АДРЕС: 386101, РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ, г. НАЗРАНЬ, ул. Чеченская, 2А
ТЕЛ/ФАКС: +7(8734) 77-30-67

E-MAIL: igmteatr@mail.ru

График работы ГБУ "Ингушский государственный молодежный театр"
Обратная связь
Наши друзья