ОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ ЛЮБОВЬ К СВОИМ КОРНЯМ
В
рамках сохранения народных традиций в конце минувшего года коллектив
студии театра и кино «Барт» проехал почти по всем школам Назрановского
района со спектаклем «Даьй хоза наькъаш» («Нравы отцов»). После
новогодних каникул спектакль увидят учащиеся доселе неохваченных
школьных учреждений – это школа с.п. Сурхахи и СОШ №3 Кантышево.
Следует заметить, что из четырех школ Кантышево лишь одна основная
общеобразовательная, построенная в конце 50-х годов прошлого века, не
имеет ни актового, ни спортивного зала. И по этой причине актеры не
имели возможности здесь выступить. А жаль! Поскольку в этой школе
трудится замечательный педагогический коллектив, и обучаются смышленые,
коммуникабельные дети. Вполне вероятно, что зрительская аудитория
собралась бы интересная.
Спектакль «Нравы отцов» показывает, как
молодые люди, испытывающие друг к другу симпатии, красиво и с
достоинством, в окружении своих родственников, открывают друг другу свои
чувства.
- Мы показываем подрастающему поколению, как этот процесс
проходил у наших предков – красиво и нравственно, — говорит директор
студии театра и кино «Барт» Муртаз Озиев. – Как в танцах, играх
завязывались отношения, которые впоследствии становились основой для
создания семьи. Наш герой ищет пути, как найти контакт с девушкой,
которая ему по сердцу. Ведь скромность не позволяет ей с ним общаться.
Но тут на помощь приходят родственники. Сзывают людей на массовые работы
(белхи), которые, как правило, заканчивались танцами и общением. И наш
молодой человек тут смог высказать свои чувства и встретил взаимность.
Мы хотели, чтобы все это видела наша молодежь.
Сегодня молодые люди
откровенно общаются между собой на любые темы. И когда им пытаешься
объяснить, что наши предки жили вот так-то, им это неинтересно. Но нужно
всколыхнуть их интерес. Нужно попытаться выступить против тлетворного
влияния интернета и мобильной связи. Что и старается делать наш
коллектив совместно с администрацией Назрановского района.
Проехав
по школам района, мы заметили, что ученики младших и средних классов у
нас замечательные. В отличие от старшеклассников, которые очень пассивно
посещали наше представление, им интересен сам исторический момент,
который они видят. Может, они некоторые вещи не понимают. И это вполне
нормально. Возможно, нам и нужно с этого начинать. Сегодня они это
увидели. А через год-два они обязательно придут снова и будут смотреть
уже с пониманием.
- Вы побывали почти во всех школах района, где зритель более понравился?
- В гимназии Али-Юрта и средней школе №6 с.п. Барсуки. Должен заметить,
чем отдаленнее села от райцентра, тем с большим интересом дети
воспринимают спектакль, тем больше школы заинтересованы в том, чтобы к
ним приезжали и проводили мероприятия.
- Каково общее впечатление?
- С детьми нужно работать, чтобы они получали знания, приобщались к
ингушской культуре. Если ты не знаешь свою культуру, не будешь знать и
культуру другого народа. Должна быть база. Чтобы воздвигнуть здание,
необходимо сначала сделать фундамент. Наше общество упустило время
закладки фундамента. И теперь мы стараемся залатать упущенное, кладя там
и сям кирпичи. Но соорудить единое целое уже не получается. Наверное,
должна быть государственная политика. Чтобы и Министерство культуры, и
Министерство образования и все компетентные органы государственной
власти разработали единую концепцию по духовно-нравственному воспитанию
подрастающего поколения. И чтобы все это делалось осмысленно, эстетично.
Ведь дети хорошо видят и чувствуют. Соответственно, подход должен быть
качественный, с сознанием для кого и с какой целью это делается.
Хотелось бы обратить внимание еще на один момент. Мероприятия для детей нужно проводить на бесплатной основе.
- Признаться, шокирующее зрелище, когда малыши в стенах школы покупают билеты на спектакль.
- Существует практика, когда государство субсидирует организации,
которые работают с детьми, компенсируя все расходы, связанные с выездом в
школьные учреждения. Тогда и творческим коллективам приходится немного
легче, и в процессе можно охватить большее число зрителей.
В 90-е
годы, когда мы вот так выезжали, нас ждали, встречали, были рады нашему
приезду. А сейчас позиция на местах такая: оставьте нас в покое, нам
ничего не нужно, мы здесь так хорошо сидим. В этот раз мы сразу
подключили Управление образования по Назрановскому району, которое
оказало посильную помощь. До школ была доведена информация о том, что
приедет творческий коллектив, которому надлежит оказать должный прием. И
у нас все проходит нормально. Очень надеюсь, что в следующий раз будет
еще лучше. Начало возрождению прямого общения творческого коллектива со
школьными учреждениями положено. Мы слышим: «Привозите и другие
спектакли. В следующий раз мы и родителей своих учеников пригласим».
Из
высказывания заместителя директора по воспитательной части гимназии
Али-Юрта Лейлы Нальгиевой: «Очень понравилась постановка. У меня
создалось впечатление, что сама являюсь участницей происходящего. Очень
важно сохранить наши традиции, обычаи, развивать свою культуру. Мы
должны воспитывать в детях любовь к своим корням».
В спектакле
звучит чисто ингушская речь без какой-либо примеси. Используемая на
сцене домашняя утварь давным-давно ушла из нашего обихода. Одеяние
матери главного героя Касрат в точности такое, что в наше время
считается привнесенным и почему-то называют арабским.
Все эти детали Муртаз Озиев прокомментировал лаконично:
- Насчет речи и преподаватели говорят, что они слышат такой язык
впервые. Что касается предметов быта, маслобойку (къулг) после долгих
поисков нашли в одном частном дворе в с.п. Галашки или Мужичи, точно не
помню. Хозяева нам ее подарили. Большой гребень для расчесывания овечьей
шерсти (тха къаждеш йо ехк) сами смастерили у себя на студии. Кувшины
купили в Хасав-Юрте. А по поводу одеяния – те, кто называют его
арабским, пусть поднимут из семейного архива фотографии 18 и 19 веков.
(Любопытно, что то же самое в интервью «Сердало» сказал и Аслан Осканов,
который не признает для себя другой формы одежды, как ингушской
национальной – М.К.).
- Актерское удовлетворение от работы на школьных подмостках получаете?
- Мы наблюдаем за подрастающим поколением в разных возрастных группах и
делаем для себя выводы, чем их можно заинтересовать в следующий раз,
какой положительный импульс следует послать в зрительный зал. До
перехода в старшие классы, считаю, дети замечательные. А вот в старших
классах уже заметны серьезные проблемы.
Мадина КОДЗОЕВА
ОБШЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА «СЕРДАЛО» № 4 (11138) ЧЕТВЕРГ, 16 ЯНВАРЯ